Историческая справка: деревня Портовое

      Деревня Портовое или Хапарайнен, располагалась в семи километрах от церковной деревни Саккола вдоль дороги, ведущей на перешеек Тайпале (сейчас там протекает Бурная) и далее к Ладоге. Она занимала половину территории широкой долины, окруженной с трех сторон хвойными лесами и полого спускавшуюся к берегу озера Суходольское. Границей с соседней деревней Келья служил небольшой ручей, протекавший в самой низкой части долины.

      После того, как в начале XIX века уровень озера понизился на 7 метров, береговая линия сильно отступила, образуя продолжение плодоносной долины. Появилось сильное течение, образовался единственный на Суванто остров, Каява-саари, напротив которого возникла удобная бухта. Хотя деревня Хапарайнен, как и соседняя Келья оказалась в значительном удалении от берега, каждая из них имела свою пристань, а на выступающем в озеро мысу Кекинниеми была поставлена казенная рыболовная изба.

      На самом берегу Суванто, на прежнем дне озера, в окружении леса расположилась усадьба Кеккиля. Ей принадлежало 300 га земли, из которых 50 гасоставляли пашни и 5 га — фруктовый сад. В начале ХХ столетия хозяином усадьбы стал ленсман Хейкки Хеландер, который был автором проекта строительства Кексгольмской железной дороги через свои земли. Он предложил перебросить мост через систему Вуоксы и озеро Суходольское, воспользовавшись островом Каява-саари и далее через деревню Хапарайнен на Пюхяярви (Отрадное). Дороге так и не суждено было пройти через земли поместья Кеккиля. Она перешла через Вуоксу в Лосево, где ширина русла была значительно меньше.

      Основным занятием жителей деревни Портовое-Хапарайнен было ведение сельского хозяйства. Животноводство занимало привилегированное положение. Свиней и рогатый скот выращивали на мясо. Кроме полей и выкосов, находившихся непосредственно в самой деревне, большинство крестьян имело дополнительные наделы. Как и повсюду на Карельском перешейке, до закрытия границы с Россией жители Хапарайнена и Келья везли в Петербург сельскохозяйственную продукцию и получали от этого хорошие барыши. После гражданской войны крестьяне стали поставлять продукцию уже на внутренний рынок Финляндии.

      Рыболовством жители деревни занимались только для своего стола. «Рыбные воды» в районе острова, где было быстрое течение и играла семга, были закрыты для свободного лова. Профессиональные рыбаки за большую плату арендовали у государства это место на озере.
Выдающимся жителем этой местности был Юхо Месканен, по прозвищу Суссу Юсси. Основными его профессиями были кузнечное и строительное дело. Юсси конструировал различные машины и механизмы, даже занимался стрелковым оружием. Но более всего он прославился изготовлением из дерева швейной машины, игла которой была выточена из куска можжевельника. Эта машина оказалась затем в национальном музее Хельсинки, где хранится и в настоящее время.

      В 1923-24 годах на мысу Кекинниеми по плану оборонительной линии Энкеля был построен укрепленный узел обороны «Ке», состоявший из четырехпушечного артиллерийского форта, двух одноамбразурных пулеметных дотов, линии ходов сообщения и стрелковых ячеек. Эта позиция приняла деятельное участие в обороне Суванто. Это место стало ареной жестоких боев, но до самого конца войны русским войскам так и не удалось захватить плацдарм на участке фронта вдоль озера Суванто.